Техосмотр в 2019 году: изменения, сроки и графики прохождения
Бывалые автолюбители хорошо помнят времена, когда прохождение технического осмотра являлось целым событием. Коррупционная составляющая этой процедуры заставляла многих решать вопрос неофициально, через знакомых в «органах». С 2011 года, после выхода 01.07.2011 года закона 170-ФЗ, полномочия по проведению ТО были переданы страховым компаниям. С 1 января 2012 года на них возложена обязанность контроля наличия диагностической карты (ДК), которая свидетельствует о пройденном техническом осмотре.

Игнорирование ТО и отсутствие полиса ОСАГО чревато административным взысканием
Без ДК «страховщики» вправе отказывать от выдачи полисов ОСАГО, отсутствие которых влечет за собою наложение штрафа. Каждый год, на законодательном уровне, правительство вносит в сферу ТО и страхования новые законопроекты и новшества. Большинство из них упрощает жизнь автомобилистам, делает процедуру обслуживания, получения полисов и т.д. понятной, простой и прозрачной в принципе.
Понятие техосмотра
Механическое транспортное средство (автомобиль, мотоцикл и т.д.) – источник повышенной опасности для окружающих людей. Поэтому законодательство обязывает каждого владельца ТС регулярно, на плановой основе, производить проверку исправности работы основных систем и общей исправности машины.
Оформленная диагностическая карта является основным документом, подтверждающим нормальное состояние транспорта.
Изначально, ТО выполнялся в пунктах инструментального контроля, находящиеся в ведомстве государства. После выхода закона технический осмотр был передан в руки частных станций обслуживания, имеющих аккредитацию Союза Автомобильных Страховщиков РФ. Проверять исправность ТС вправе только станции, обладающие необходимым оснащением (с подтверждением этого факта сертификатами), обученным персоналом. Ознакомиться со списком уполномоченных СТО можно через сайт РСА.

Проходить ТО можно в любом сертифицированном центре, без привязки к прописке и регистрации ТС
Правки к закону от 2019 года позволяют владельцам транспортного средства проходить технический осмотр в любом регионе, предпочтительном центре, без привязки к «прописке» и регистрации машины.
Итогом проведения ТО становится выдача ДК. В ней указываются все проверяемые параметры, их величина, отклонение и соответствие нормативам. Специальное поле отведено под резолюцию относительно возможности дальнейшей эксплуатации ТС. На устранение существенных недостатков собственнику машины дается срок в 20 дней.
Графики прохождения
Законодательно определено, с какой периодичностью, в какие сроки требуется проводить технический осмотр автомобилей. Основными критериями, влияющими на конкретные даты, является назначение, возраст, оборудование ТС и т.д.
Легковой автомобиль
Технический осмотр производится только квалифицированными специалистами, компаниями, имеющими лицензию на право осуществления соответствующей деятельности. Среди основных требований закона, отметим обязанность автолюбителей проходить ТО:
Тип использования | Возраст автомобиля | Периодичность прохождения ТО |
---|---|---|
Индивидуальное использование | 3 года | --- |
Индивидуальное использование | От 3 до 7 лет | 1 раз в 2 года |
Индивидуальное использование | Свыше 7 лет | Каждый год |
Использование под такси | Не имеет значения | 1 раз в 6 месяцев |
Использование под обучение вождению | Не имеет значения | 1 раз в 12 месяцев |
Использование со специальными сигналами | Не имеет значения | 1 раз в 12 месяцев |
Законодатель позволил владельцу ТС на протяжении первых 3 лет эксплуатации не проходить технический осмотр и приобретать полисы ОСАГО без наличия
В законодательство регулярно вносятся правки и изменения, с которыми можно ознакомиться на официальных ресурсах.
Грузовой транспорт
Владельцы коммерческих грузовиков, с общей массой до 3.5 тонн при прохождении осмотра руководствуются положениями закона, применяемые к легковому транспорту с учетом их возраста. В зависимости от сферы использования ТС, имеются дополнительные ограничения:
- Транспорт, используемый для перевозки людей, имеющий более 8 посадочных мест без учета водительского сидения, подлежит прохождению ТО 1 раз в 6 месяцев;
- Машины, выполняющие транспортировку опасных грузов – 1 раз в 6 месяцев;
- Автомобили для обучения вождению – 1 раз в 12 месяцев.
Грузовые машины с общей массой свыше 3.5 тонн, независимо от возраста, проходят процедуру ежегодно.
Мототехника
Мотоциклы, мотороллеры и другая самоходная двухколесная техника проходят ТО по требованиям, аналогичным для обычных легковых автомобилей. Никаких исключений, дополнений или изменений в этом процессе законодательством не предусматривается.
Что такое диагностическая карта?
Результатом прохождения ТО является выдача собственнику или доверенному лицу АМТС диагностической карты. Этот юридический документ подтверждает законность и безопасность эксплуатации ТС. В ДК вносятся данные относительно исследуемых параметров, их отклонения от установленных нормативов и заключение о допуске автомашины к выезду на дороги общественного пользования.
Карта, в трех экземплярах, обязательно подписывается должностными лицами, заверяется печатью проверяющей организации и передается.

Результатом прохождения ТО становится оформление диагностической карты
- Владельцу ТС;
- Единой информационной системе (ЕАИСТО);
- Архиву станции технического осмотра, производившей проверку машины.
Среди основных контролируемых параметров, указываемых в ДК, следует отметить:
- Величину люфта РУ;
- Значения токсичности выхлопных газов;
- Исправность работы «омывателя» стекол и «дворников»;
- Данные о световом потоке фар;
- Эффективность работы тормозной системы;
- Световую проницаемость ветрового, заднего и боковых стекол;
- Наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки.
Устранение любых отклонений и неисправностей допускается выполнять на месте, в том числе силами проверяющей сервисной станции.
Стоимость технического осмотра
Обычно процедура занимает около получаса, без длительных ожиданий и очередей. Цена соответствующих услуг определяется регионом обслуживания и может варьироваться в пределах 500 – 1000 рублей. СТО, проводящее ТО, должно иметь соответствующую аккредитацию, что можно проверить на портале РСА. Результаты осмотра обязательно вносятся в единую базу, без чего выдача полиса ОСАГО окажется невозможной. Проверить информацию можно через сайт ЕАИСТО.

В разных регионах РФ стоимость прохождения ТО отличается
Сроки действия
В верхнем правом углу документа указывается его срок годности, связанный с периодичностью прохождения ТО, и регистрационный номер. Первая проверка выполняется после 3 лет эксплуатации нового автомобиля, при этом выданная ДК действительна на протяжении 2 лет. Очередная карта, которая должна быть выдана спустя 2 года, актуальна в течение 2 лет. Последующие ДК выдаются только на год. В отдельных случаях допускается производить ТО раньше обозначенных сроков, например, при длительной командировке.
Необходимые документы
Законодательством четко определен перечень документов, предъявляемые СТО при прохождении ТО. При себе необходимо иметь:
- Свидетельство о регистрации автомобиля (ПТС);
- Общегражданский паспорт;
- Доверенность на право использования ТС (если ТО проходит не владелец).
Действующая медицинская справка при выдаче ДК не требуется.
Как не пропустить очередной техосмотр?
Игнорирование требований законодательства в части сроков проведения ТО влечет за собою неприятные последствия. Владельцу автомобиля без ДК вправе отказать в выплатах в результате ДТП. Имеется масса примеров, когда водителя – виновника, без пройденного осмотра, судебным решением обязывали компенсировать издержки и ущерб пострадавшей стороне. Поэтому рекомендуется регулярно отслеживать действительность диагностической карты удаленно, посредством соответствующих ресурсов, либо просматривая бумажный экземпляр. Поскольку страховка часто попадается на глаза, информацию об очередном осмотре лучше внести в полис.
Штрафы
Государство намерено решительно бороться с недобросовестными станциями технического осмотра, которые за неправомерную выгоду готовы выдавать «липовые» диагностические карты. Штрафные санкции могут налагаться в случае:
- Формирования ДК без осмотра автомобиля (возможно взыскание до 10 тысяч рублей);
- Нарушения законодательства «группой лиц по предварительному сговору» (тюремный срок до 2 лет);
- Умышленное внесение в базу данных недостоверных сведений (уголовная ответственность – принудительные работы до 4 лет);
- Грубое нарушение закона со стороны станции обслуживания (штраф до 100 тысяч рублей).
Итогом противозаконной работы может стать аннулирование аккредитации и лицензии на право выполнения соответствующей деятельности.
В случае выявления автоинспектором автомобиля без полиса страхования, с отсутствующей или просроченной диагностической картой, ТС направляется на штраф стоянку.
Повторное нарушение чревато взысканием в 5 тысяч рублей или лишением водительского удостоверения на срок до 3 месяцев. Отсутствие страховки влечет штраф в 800 рублей. Если погашение взыскания будет произведено в течение 20 дней, нарушителю предоставляется скидка в 50%, т.е. заплатить необходимо всего 400 рублей.

Величина штрафа может оказаться в разы больше услуг по прохождению ТО
Просроченный полис ОСАГО, его оформление с нарушением требований законодательства станет поводом наложения штрафа в 500 рублей. Аналогичную сумму придется уплатить и при факте отказа предъявить или отсутствия этого документа на месте остановки автомобиля инспектором ГИБДД, однако правоохранитель вправе вынести и официальное предупреждение без финансового взыскания. Если водитель ТС не вписан в полис ОСАГО, на виновника будет наложен штраф 500 рублей.
Выводы
Автомобиль является не только средством передвижения, но и источником повышенной опасности. С оглядкой на это, законодательство предусматривает регулярный осмотр технического состояния ТС с целью сохранения жизни, здоровья не только водителя, его пассажиров, но и окружающих людей в целом. Поэтому обязанностью любого автомобилиста является обязательное поддержание исправного состояния своего ТС, подтверждение соответствующего факта оформленной и актуальной ДК.