Вячеслав Зубарев, ТрансТехСервис: "Эффективность – это не точка" //ПРОФИ

Вячеслав Зубарев – один из первых бизнесменов, который заговорил о необходимости системной работы в условиях кризисной нестабильности. Еще в 2008-2009 гг. в компании запустили программу по повышению эффективности, которая в нынешних условиях, похоже, дает свои плоды – «ТрансТехСервис» показывает рост на падающем рынке.

– В 2013 г. в одном из интервью вы привели интересную метафору: «На рынке не только пахнет жареным, а уже вовсю жарится». Как вы охарактеризуете прошедшие годы для автодилерского бизнеса?

- Экономическая ситуация ухудшилась и автомобильный рынок, естественно, на это отреагировал негативно. Падение идет третий год подряд. Мы стали свидетелями рекордного снижения в 2015 г., сейчас этот тренд замедляется и, вероятно, вскоре остановится. В целом произошло колоссальное падение и уменьшение рынка. Однако, кризис ли это? Дело ведь не в терминологии, можно по-разному называть то, что сейчас происходит. Если бы существующие явления были краткосрочными, и их надо было бы просто пережить, это был бы кризис. Но это новая ситуация.

Да, наверное, в следующем году незначительный прирост продаж автомобилей будет, но я абсолютно уверен, что быстрого восстановления рынка ждать не следует.

Соответственно в среднесрочной перспективе нам нужно привыкать жить в таких условиях. Лично я происходящее кризисом не называю.

Несмотря на то, что год был сложным, мы завершаем его удовлетворительно. У нас значительный прирост по двум сегментам на российском рынке. В прошлом году его доля была менее 2,5%, а в этом мы, очевидно, будем иметь более 3%. В абсолютных продажах по новым автомобилям ожидаем более 10% прироста.

В сегменте автомобилей с пробегом ждем увеличения в полтора раза. Чем сложнее экономическая ситуация в стране и меньше доход населения, тем больше интерес к таким предложениям. Поэтому планируем продать около 44 тысяч новых машин и более 22 тысяч с пробегом.

- Как себя чувствует премиум-сегмент?

- Видно, что премиум тоже снижается. Одни оказываются более удачливы, другие чувствуют себя не очень хорошо. Если смотреть по динамике рынка, то в этом году наиболее прилично себя показали Lexus и BMW.

- Некоторое время назад были разговоры о входе в Казань Bentley, в числе возможных партнеров назывался и «ТрансТехСервис». Какое решение было принято по этой марке?

- Конечно, любой компании хочется стать популярнее за счет какой-то громкой акции или бренда.

Я бы сказал, что сегодня Bentley в Казани - это диковина, безусловно, пробуждающая интерес. И мы его проявили.

При этом, наша компания достаточно прагматично подходит к подобным решениям и сотрудничать мы готовы лишь в случае, если увидим, что это, как минимум, не принесет больших убытков. Пока решения, которое бы устраивало и нас, и дистрибьютора, мы не нашли.

- Как изменилась работа компании в области сервиса, найдены ли точки роста в этом сегменте?

– Мы запустили целый ряд инструментов, которые позволяют сделать обслуживание более экономным, сохраняя и наши гарантии, и производителя.

Мы всегда были ориентированы на определенный сегмент рынка. Это были клиенты, готовые платить по полной ставке, но получать все гарантии производителя и дилера. Мы этот сегмент полностью сохранили, наведя порядок для повышения прозрачности ценообразования.

Но есть большой сегмент – так называемые постгарантийные клиенты и те, кто в силу личных финансовых ситуаций хотят получить качественное обслуживание по более низкой цене. Раньше мы с этим сегментом практически не работали. Сейчас перестроились и предоставляем услуги по среднерыночной цене.

Более того, мы и третий, более бюджетный сегмент развиваем. Открыли сеть магазинов, где можно покупать запчасти в соответствии со сложившимися ценами рынка и планируем развивать интернет-направление в данном сегменте. Те, кто ищет возможность самостоятельного обслуживания, уже сегодня могут приобрести их. Нашими плюсами является прозрачность в происхождении и качество запчастей, какая-либо подтасовка здесь исключена.

– Не поздно для выхода на интернет-рынок?

- Поздно, вовремя, рано – это извечный спор. Жизнь покажет. Наверное, выйти раньше на интернет-рынок было бы лучше, но я не думаю, что мы настолько опоздали, чтобы остаться без спроса. У кого еще есть столько партнеров-производителей? Соответственно, мы можем доставлять запчасти быстрее и лучше. Естественно, в начале будут доработки, но процесс непрерывных улучшений постоянен.

- Недавно в Казани открылся филиал CarPrice – онлайн-компании по продажам подержанных авто. Насколько внимательно вы отслеживаете инновации в своем сегменте и видите ли в них угрозу традиционным автодилерам?

- Мы, безусловно, отслеживаем подобные сервисы, но я думаю, что для конечного клиента это достаточно рисковый путь, это кот в мешке. Хочется видеть человека, организацию, которая в какой-то степени берет на себя ответственность. Человек, если покупает автомобиль в нашем автосалоне, знает к кому обращаться в случае возникновения какого-то вопроса. Безусловно, люди по-разному готовы покупать. Посмотрим, как это будет востребовано.

– Как сейчас складывается конкуренция на рынке?

– Мне больше нравится слово «коллеги».

Да, мы все конкуренты, но, согласитесь, воспринимать друг друга коллегами – приятнее и комфортнее.

Я где-то встречал статистику, что в течение только этого года количество дилеров на территории России сократилось на 10%. В Казани за последние годы некоторые компании или почти свернулись, или ушли с рынка. В нашем бизнесе сложно захватить клиента – он может придти только добровольно. В Оренбурге, например, прекратил деятельность хороший дилер. Неправильно распределили финансовые ресурсы и оказались банкротами. На их площадях сейчас работаем мы.

Что касается казанского рынка, то если вы откроете список компаний, которые действовали три года назад, то обнаружите, что сейчас не все они работают. Видимо, прибыли в настоящий момент больше в торговых площадях для более бюджетной продукции, если ряд автосалонов перепрофилируются в них.

- Вы упомянули, что Ваша компания успешна благодаря внутренней эффективности. На какие точки необходимо обращать максимальное внимание?

- Эффективность – это не точка, а целое поле. Все, чем мы занимаемся, должно соответствовать этому. Даже мыть пол можно эффективно и неэффективно. Для нас это понятие означает рациональное использование площадей, чтобы они ни в коем случае не простаивали. Если есть какие-то бесполезные или малоэффективные затраты, мы их стремимся сократить, одновременно ищем точки роста. Вот это – основные направления нашей эффективности.

 

Фото: Александр Эшкинин

Источник

Чтобы воспользоваться сравнением, добавьте еще минимум один автомобиль
Перейти к сравнению?