Top.Mail.Ru

Вариатор или автомат: что лучше?

51966
0

Далеко не все автомобилисты знают, в чём разница между вариатором и автоматической коробка передач. А ведь она – очень существенная. Объясняем, как они устроены, и чем отличается вариатор от автомата.

Вариатор или автомат

Вариатор или автомат

Автоматическая коробка передач

Сначала расскажем про классический автомат. Сама по себе такая коробка практически не отличается от роботизированной или механической («ручной»). Принцип действия у них одинаков.

В любой коробке передач имеются шестерёнки. Они соединяются попарно, и каждая такая пара представляет собой одну передачу. На одну шестерёнку в паре поступает крутящий момент от двигателя, который она передаёт на другую и, далее. Передаточное число каждой передачи зависит от соотношения количества зубьев у шестерёнок. Вместе с передаточным числом изменяется и крутящий момент, передаваемый в итоге на колёса, то есть, «тяга» машины.

При переключении передачи связь двигателя и коробки необходимо прерывать, иначе переключение будет происходить очень жёстко, с рывками и большим износом деталей коробки передач. В механике и роботе для этого используется такой узел как сцепление. Здесь разница лишь в том, что в первом случае передачи переключает водитель, а во втором за это отвечает электроника.

А вот в автомобиле с автоматической коробкой всё иначе. Никакого сцепления там нет, зато есть так называемый гидротрансформатор. Внутри гидротрансформатора имеется насос, специальная жидкость и турбина. Насос приводится в действие двигателем, нагнетает в жидкости давление, жидкость оказывает давление на турбину, которая приводится из-за этого в движение. Чтобы понять принцип действия гидротрансформатора, просто представьте два обычных бытовых вентилятора, стоящих напротив друг друга. Один из них включается, воздух от него идёт на второй, и второй вентилятор тоже начинает вращаться. Здесь всё примерно то же самое, только вместо воздуха усилие передаёт жидкость.

На самом деле это несколько упрощённая схема. В реальности между насосом и турбиной гидротрансформатора есть ещё одна деталь, которая называется статор. Статор позволяет в некоторых пределах изменять режим работы и передаваемый трансформатором крутящий момент. Получается, что и тяга автомобиля на одной и той же передаче может несколько изменяться.

Связь двигателя и коробки передач здесь не «жёсткая», через контактирующие детали сцепления, а «мягкая» – через жидкость, и работает всё очень плавно. Именно наличие гидротрансформатора позволяет автомобилю с автоматом стоять на месте с включенной передачей и нажатой педалью тормоза.

Традиционный автомат – весьма надёжный и неприхотливый. Необходимо лишь периодически заменять жидкость в нём, да и то не часто. Особенно это важно может быть при покупке авто с пробегом.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Итак, плюсы автоматической коробки передач таковы.

  • Плавность работы, меньшие рывки при переключении передач, чем у робота.
  • Возможность «играть» крутящим моментом на одной и той же передачи, что может быть полезно, например, на бездорожье или при разгоне.
  • Автомат надёжен и неприхотлив в обслуживании.

Ярко выраженных минусов у автоматов нет, но можно отметить некоторые небольшие недостатки.

  • Рывки при переключении всё-таки присутствуют (в отличие от вариатора).
  • По сравнению с современными роботами переключения передач могут быть несколько дольше (по факту это имеет значение только при спортивной езде).

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Теперь посмотрим, что такое коробка вариатор. Строго говоря, называть вариатор коробкой – неверно, так как никаких передач и никаких шестерёнок у него нет. Он устроен совсем по-другому.

В вариаторе усилие от двигателя передаётся не через шестерни, а через ремень или цепь. Для понимания принципа его работы сначала представьте два цилиндра (шкива), которые соединены между собой овальным ремнём. Простейшая аналогия – два карандаша и натянутая между ними канцелярская резинка. Если вращать первый карандаш, то будет вращаться и второй – с той же скоростью. А вот если вместо цилиндров использовать конусы, то, двигая по ним ремень, можно будет изменять скорость вращения второго конуса. Например, если на первом конусе ремень будет находиться на самой узкой части, а на втором – на самой широкой, то получится понижающая передача.

Таким образом, в вариаторе фиксированных передач нет. Ремень или цепь может передвигаться по шкивам плавно. Соответственно, так же плавно будет изменяться и передаточное соотношение. Поэтому вариатор позволяет свободно распоряжаться крутящим моментом, передаваемым на колёса. Например, при быстром разгоне мотор может работать на одних и тех же оборотах (наиболее для него выгодных), а тяга автомобиля всё равно будет меняться. Кроме того, в вариаторах нет и не может быть толчков при разгоне, ведь они происходят при переключении передач, которые в данном случае отсутствуют.

Современные вариаторы позволяют водителю при желании вручную выбирать «виртуальные» передачи, то есть, определённые передаточные числа. Это может быть полезно, в частности, для торможения двигателем при спуске с горы.

Может показаться, что вариатор – это самый современный тип трансмиссии, который лучше традиционного автомата. Однако, у него есть и свои недостатки.

Вариаторы не способны работать в тяжёлых условиях и с мощными двигателями. Поэтому они никогда не ставятся на внедорожники, спорткары, а также на любые мощные и тяжёлые премиальные автомобили. Ещё не так давно многие автомобилисты вообще относились к вариаторам очень недоверчиво, считая, что они ненадёжны и капризны. Обслуживание вариатора стоит довольно дорого, а ремонт их – сложен.

Плюсы и минусы вариатора

Подведем итоги. Среди плюсов вариатора:

  • очень гибкое управление крутящим моментом;
  • отсутствие толчков и рывков при разгоне.

Минусы же этого типа трансмиссии можно назвать следующие:
неприспособленность к тяжёлым условиям;

  • более дорогое обслуживание;
  • сложный ремонт.

Так что же лучше – вариатор или автомат? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В конце концов, если бы одна трансмиссия имела явное преимущество над другой, то все производители выпускали бы только автомобили с ней. Поэтому, каждый автомобилист должен сделать выбор сам, исходя из своих личных предпочтений.

Содержание
Понравилась ли вам статья?
(рейтинг 4.59 из 5)
Поделитесь статьей со своими друзьями:

Еще больше информации в нашем подкасте

Чтобы воспользоваться сравнением, добавьте еще минимум один автомобиль
Перейти к сравнению?
Скачивайте наше мобильное приложение
Установить
Оцените наш сайт
Оценить
Продолжая просмотр этого сайта, Вы соглашаетесь на обработку файлов cookie. Подробнее
Принять