Персональные настройки
ВКЛ. ВЫКЛ.

Вы можете настроить информацию на сайте исходя из своих интересов.

Сбросить или изменить настройки можно в любой момент на текущей панели.

В выключенном состоянии настройки не активны.

БИЗНЕС Online: Opel и Chevrolet сначала кусались, а потом убежали



Перед уходом из России автобренды GM подорожали в казанских автосалонах круче всех — до 42%.

Уход с российского рынка Opel и Chevrolet, о котором было объявлено накануне, — зеркало состояния авторынка. После ажиотажа конца 2014 года ведущие автотрейдеры констатируют падение спроса вдвое и готовятся к мучительному выживанию. И это при том, что, как выяснил «БИЗНЕС Online», цены на авто пока выросли не так сильно, как ожидалось после падения рубля, а кое на что даже немного снизились.

1.jpg

Opel и Chevrolet — лидеры в Татарстане по росту цен

Корпорация General Motors объявил вчера об уходе с российского рынка Opel и Chevrolet. Такое решение, как объясняется, было принято из-за крайне низких продаж в конце 2014 и начале 2015 года. Летом будет законсервирован завод в Санкт-Петербурге (выпускал Opel, Chevrolet и Cadillac), также в этом году будет остановлена сборка Chevrolet на мощностях группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. На заводе «Автотор» в Калининграде сборка была закончена в феврале. Продажи в России автомобилей Chevrolet массового сегмента автоконцерн прекратит (единственное исключение — совместное с АвтоВАЗом предприятие, которое продолжит производить и продавать Chevrolet Niva). Вместо этого GM сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка за счет бренда Cadillac и моделей марки Chevrolet: Corvette, Camaro и Tahoe.

По данным ассоциации европейского бизнеса, уже в 2014 году продажи Chevrolet в России упали на 29,5%, а Opel — на 20,2%. В январе-феврале 2015 года падение приняло обвальный характер: в стране было продано всего 1985 машин Opel, что на 81,5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Продажи Chevrolet снизились на 71,2% до 6,3 тыс. штук.

В Казани работает пять дилеров GM: «КАН Авто», «Делфо Авто», «Дефо Парк» «Р-Моторс», «Барс авто». Автоцентры Opel/Chevrolet компании «ТрансТехСервиc» от концерна GM находятся в Альметьевске, Йошкар-Оле и Чебоксарах. В Набережных Челнах и Нижнекамске — автоцентры «GM-АвтоВАЗ», официального дилера компании «ТрансТехСервис», реализуют только автомобили Chevrolet NIVA. Они пока не получили уведомлений об уходе брендов GM. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» один из экспертов авторынка Татарстана, именно Opel и Chevrolet стали лидерами среди брендов по подорожанию с ноября 2014 года — рост цен в казанских автосалонах составил от 20 до 42%. Так, Chevrolet Aveo в конце ноября стоил 586 тыс. рублей (здесь и далее приведены цены базовой комплектации), а в январе — уже 710 тыс. рублей (рост в 22%). Chevrolet Cruze за тот же период вырос в цене с 713 тыс. рублей до 990 тыс. рублей, показав увеличение в 40%. Еще больше — на 42% — за 3 месяца скакнула стоимость на Opel Mokka: если в ноябре ее можно было приобрести за 880 тыс. рублей, то в январе — за 1,2 млн. рублей. Перевалила за миллион и цена на Opel Astra, тогда как в ноябре она была на уровне в 755 тыс. рублей.

61909.jpg

«Клиентский трафик в салонах GM в последнее время действительно оставляет желать лучшего», — подтвердил газете «БИЗНЕС Online» вице-президент по развитию ГК «КАН Авто» Сергей Чернов. По его словам, Opel и Chevrolet были популярны в Казани до 2012 года, но затем очень сильно стали наступать корейские автопроизводители, а у GM было не так много интересных новинок. Чем будут заменять казанские дилеры GM — вопрос открытый. «Расставание с любым брендом так просто не проходит. Есть бюджеты, есть торговые площади, выстроенные по их требованиям. Мы вложили достаточно большое количество денег в строительство автосалонов, в раскрутку брендов», — говорит Чернов. Однако он заверил, что, несмотря на возможное прекращение поставок автомобилей, послепродажное и гарантийное обслуживание будет продолжаться.

После декабрьского ажиотажа некоторые цены подостыли

Уход GM из России подтверждает общую тенденцию на автомобильном рынке — цены выросли, спрос упал, инвестиции в проекты могут быть заморожены на несколько лет. Игроки авторынка Татарстана говорят, что повышение цен по сравнению с концом 2014 года составляет 10 - 20%. «Цены с декабря по март выросли еще в среднем на 10 - 15 процентов по разным брендам, а по отношению к прошлому году — от 15 до 70 процентов по разным брендам», — рассказал «БИЗНЕС Online» Чернов.

Похожими цифрами оперирует и коммерческий директор ООО «Акос» Михаил Котляров. «Цены на все автомобили с конца прошлого года выросли минимум на 20 процентов. В прошлом марте цены стояли, не двигались весь год», — сообщил он.

Если Opel и Chevrolet неизменно росли в стоимости, то цены на некоторые другие бренды устроили настоящие «американские горки». Например, Daewoo Matiz в октябре стоил 271 тыс. рублей. К 17 декабря, после повышения ключевой ставки ЦБ и начала бешеного роста курса доллара, цена подскочила до 352 тыс. рублей, однако уже через 10 дней была снижена до 312 тыс. рублей. Затем по состоянию на 19 декабря стоимость достигла наивысшей точки — 422 тыс. рублей. Но к 19 февраля она вновь упала до 319 тыс. рублей, то есть наименьшему показателю за весь период валютного скачка. Аналогично вели себя цены на Daewoo Gentra. Renault разогрелся в декабрьский ажиотаж до 568 тыс. рублей за Logan и 569 тыс. рублей за Sandero. Но уже на 11 марта цены опустились до 501 и 528 тыс. рублей соответственно. Получается, в декабре покупатели, прибежавшие вложить куда-нибудь рубли, сами разогрели цены.

Самый скромный прирост цен по сравнению с декабрем показала не отечественная LADA, а... корейская KIA. Бестселлер рынка Rio подорожал всего на 5,6%, а более комфортабельный Ceed прибавил только 3,9%. Более подробно с изменениями цен на автомобили можно ознакомиться в таблицах.

3.jpg

Дорожает европейская сборка

Наибольшее повышение цен произошло в премиум-сегменте, считает генеральный директор «Альянс-Авто» Евгений Ушмаев. «В январе по инерции еще были цены прошлого года, но после декабрьского скачка произошло еще одно повышение. По премиальному классу удорожание составило 15 - 20 процентов. Например, до декабря Mercedes GL350 стоил около 3,6 миллиона рублей, а сейчас — 4,5 миллиона рублей, то есть рост цены составил порядка 30 процентов».

Объяснение простое: цены существеннее всего выросли в тех сегментах, где была европейская сборка машин — до 20%, считает руководитель отдела продаж «Chery-центр» («Триал-Авто») Владислав Куранов. «Японские машины подорожали, а китайский и российский автопром в цене возрос несильно — в пределах 40 - 100 тысяч рублей (10 - 15 процентов) от седана до кроссовера. Например, китайские машины, которые стоили 600 тысяч, теперь стоят 650 тысяч рублей. Любой корейский автомобиль по цене намного перепрыгнул китайский», — рассказал он.

Председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев, вспоминая март прошлого года, говорит, что цены на автомобили к настоящему времени выросли от 10 до 40% в зависимости от бренда (см. таблицу). Audi A4 подорожала на 370 тыс. рублей, BMW 3 серии и Ford Focus — на 260 тыс. рублей, Renault Sandero — почти на 100 тыс. рублей. «Наступивший 2015 год все участники рынка встретили с тревогой. Девальвация рубля, начавшаяся в 2014 году, внесла коррективы во все сферы экономики, в том числе в автомобильный бизнес. Экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что доходы населения падают, а цены на автомобили растут. Поэтому автомобильный рынок России сейчас во многом зависит от общеэкономического состояния страны. Растущий курс валюты закономерно отразился на стоимости автомобилей», — говорит Зубарев.

Цены на авто в марте 2014 и 2015 годов (цена на усредненную комплектацию автомобиля; по данным «ТрансТехСервиса»)

Бренды Март, 2014 Март, 2015
Audi A4 1 142 440 1 516 787
BMW 3 серия 1 278 000 1 537 000
Ford Focus 667 823 929 167
Hyundai Solaris 537 602 612 460
Renault Sandero 500 478 599 955
Skoda Octavia 773 736 843 588
Opel Mokka 950 600 1 007 250

Спрос сократился в два раза, но покупают то же самое

На фоне роста цен спрос сократился примерно в два раза, говорят опрошенные «БИЗНЕС Online» игроки. «Январь и февраль в последние годы были очень активными месяцами, потому что всегда были скидки на прошлый модельный год, — вспоминает Котляров. — Но в этом году спрос сократился, по сравнению с прошлым годом покупать стали меньше наполовину».

Помимо роста цен сказывается и эффект отложенного спроса наоборот: те, кто хотел купить авто, по общему мнению участников рынка в основном сделали это в декабре. Слабое утешение — стимулирующие акции, запущенные производителями. По словам Чернова, они стимулируют покупательскую активность, но результат будет виден в лучшем случае к концу марта.

Угнетают спрос и проблемы с автокредитованием. «Сейчас банк дает кредит от 23 процентов минимум, а у людей нет на руках, как до Нового года, наличных денег, чтобы купить машину. Нужны лояльные кредитные банковские продукты», — говорит Куранов.

Ну, а глобальным фактором, безусловно, является падение доходов населения и, что еще более важно, уверенности в завтрашнем дне. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов призывает об этом не забывать: «Автомобиль не является предметом первой необходимости и потребитель учитывает много факторов, которые могут повлиять на его выбор. Ключевым из них, является его собственные экономические перспективы, насколько ясным ему представляется его будущее, будет ли у него работа — источник дохода, приемлемы ли условия кредитования, если машина будет покупаться не на собственные средства, и так далее».

По словам эксперта, если потенциальный автовладелец не имеет ответов на эти вопросы или они отрицательные, то вряд ли он купит новую машину, скорее, он создаст запас продуктов и хозтоваров на тот случай, если лишится работы, а заставить его купить автомобиль вряд ли получится.

Интересно, что при общем падении продаж структура текущего спроса не изменилась. «Люди приобретают абсолютно все машины: и массовый сегмент, и паркетники, и внедорожники. Просто спрос стал меньше», — говорит Котляров.

По данным Зубарева, тройка лидеров остается неизменной на протяжении последних лет: «Даже несмотря на снижение продаж, популярными моделями по итогам двух месяцев остаются Hyundai, KIA, Renault. Среди премиум марок наиболее востребованы автомобили BMW, Audi, Land Rover».

Население с начала года покупает те же автомобили, что и до кризиса, подтверждает Чернов, как и раньше, впереди LADA, KIA, Hyundai и Renault. В январе-феврале люди охотнее всего брали авто в ценовой нише около 500 тыс. рублей, считает Куранов.

72584.jpg

Как продавцы автосалонов держат «хорошую мину»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» обошел шесть автосалонов, представляясь консультантам не как журналист, а как рядовой покупатель. В каждом из них находилось по два-три посетителя, исключение составил лишь автосалон Renault на Ибрагимова, в котором находились аж шесть человек. Впрочем, оказалось, что часть из них лишь «группа поддержки». Депрессии у продавцов не чувствовалось, они бодро предлагали свои автомобили, радуясь каждому клиенту.

В автосалоне Chevrolet (Сибирский тракт, 51) рассказали, что в продаже есть несколько автомобилей по ценам прошлого года. Так, Aveo в базовой комплектации стоит 609 тыс. рублей (сейчас выросла на 50 тыс. рублей), а Cruze 4 door — 650 тыс. рублей. Цена машин этой модели 2015 года выпуска прибавит ещё 130 тыс. рублей. В связи с этим продавец посоветовал не тянуть с покупкой. В автосалоне по соседству Opel еще можно купить два авто Mokka за прошлогоднюю цену в 825 тыс. рублей в самом простом варианте. Новые машины уже выставлены за 1,01 млн. рублей. Другая популярная модель — Opel Astra — стоила 670 тыс. рублей в прошлом году, и поднялась в цене до 780 тыс. рублей, то есть на 16%.

В соседнем Hyundai (также Декабристов, 81) корреспонденту сообщили, что в связи со скачком цены на их автомобили подросли всего на 20 тыс. рублей, и из-за этого проседания продаж, как в других автосалонах, у них не было. Самыми покупаемыми моделями были названы Solaris (от 525 900 тыс. рублей с выгодой до 85 тыс. рублей), i-40 (от 949 900 с выгодой до 50 тыс. рублей) и ix35 (от 1089 900 рублей). В автосалоне отметили, что одним из их преимуществ является включенность в базовый набор покраски в желаемый цвет автомобиля, пятилетняя гарантия, а также в течение первых двух лет эксплуатации будет вестись бесплатное сопровождение, например, смена проколотого колеса.

В салоне Renault по Ибрагимова, 48, заявили, что сейчас цены у них даже ниже, чем в декабре, но дороже, чем в середине прошлого года. Насколько подорожали авто, консультант дипломатично не уточнил, объяснив, что подорожание происходит каждый год. Но он подчеркнул, что «машины сейчас покупают и проблем нет». Популярными моделями являются Renault Logan (от 454 тыс. рублей — «база») и Sandero Stepway (от 577 тыс. рублей).

В автосалоне Volkswagen (Декабристов, 81) консультант рассказал, что у них наибольшим спросом пользуются Volkswagen Polo (от 478 тыс. рублей), Jetta (от 704 тыс. рублей) и Tiguan (с учетом скидок — 968 тысяч). Цены с конца прошлого года в среднем подросли на 5 - 9%. В «тот период» было снижение продаж, однако сейчас по акции они предлагают скидку до 310 тыс. рублей на машину.

В автосалоне «КАН АвтоВАЗ» на Сибирском тракте, 48, заверили, что «машины покупают», рост цен с конца года составил на модели 30 тыс. рублей. При этом сейчас они предлагают по акции скидку на машины в размере 50 тыс. рублей, что полностью компенсирует рост. В основном клиенты останавливают свой выбор на Kalina (от 376 тыс. рублей) и Granta (от 331 тыс. рублей).

72586.jpg

Зарубежные производители проигрывают

Последние ли Opel и Chevrolet в игре на выбывание среди автобрендов? Производители с начала года уже несколько раз останавливали производство. На такие вынужденные меры пошел General Motors в Санкт-Петербурге, УАЗ, АвтоВАЗ, взять паузу планируют Ford Sollers в Санкт-Петербурге и ОАО «ГАЗ». Впрочем, они лишь подстраиваются под рынок, говорят игроки, и остановка производства никак не скажется на покупателях. Чернов рассказал «БИЗНЕС Online», что АвтоВАЗ наращивает производство топовых комплектаций всех своих автомобилей, готовит к выпуску Vesta. «По другим брендам есть проблемы, но они временные. На рынке это отразится положительно, поскольку дилеры пересматривают наполнение складов в соответствии с реальным спросом на рынке и соответствующим образом адаптируют их. За счет этого оптимизируется экономика дилеров», — считает он.

«Приостановки производства в конце 2014 года были вызваны тем, что производители взяли паузу в ожидании грядущего спада спроса в 2015. Необходимо было время, чтобы спрогнозировать и скорректировать выпуск на новый год, так как большинство автоконцернов корректируют объемы производства и объемы продаж исходя из потребностей рынка, — объяснил Зубарев. — АвтоВАЗ стал первым среди автопроизводителей, кто начал антикризисную политику с пересмотра отношений с дилерами, увеличив маржу и приняв другие стимулирующие меры для продаж и увеличения рентабельности. Сейчас мы тоже осторожны в заказах автомобилей, поскольку ожидаем снижения спроса на них в связи с повышением цен и снижением покупательской способности».

«Многие бренды, думаю, сократят производство. Mazda планирует сократить поставки в Россию Mazda3, так как выпускается в Японии, а Mazda6 — в России, и стоимость ее становится примерно одинаковой. Те машины, которые выпускаются у нас в России, так и будут выпускаться», — считает Андреев.

72585.jpg

Что касается прогнозов, все собеседники «БИЗНЕС Online» достаточно осторожны. «В декабре я говорил, что делать прогнозы в условиях нестабильного рынка — неблагодарное дело. В настоящее время поведение на рынке уместно скорее тактическое, чем стратегическое. Рынок напрямую зависит от внешней и внутриполитической ситуации в стране, и мы, естественно, как и все нормальные люди, надеемся на лучшее», — говорит Чернов.

По его словам, компания разработала пакет антикризисных мер еще в октябре прошлого года, о которых уже рассказывалось в интервью «БИЗНЕС Online». «Он основывается на сокращении издержек и максимальном сохранении привлекательности всего спектра услуг, предлагаемого клиенту в «КАН Авто», — сказал Чернов.

Падение больше будет касаться недорогих автомобилей среднего сегмента, считает Ушмаев, добавляя и положительный момент: автопроизводители и автодилеры будут вынуждены идти на определенные уступки покупателю, придумывать новые программы по реализации. В «Chery-центре» считают, что в такой ситуации китайский автопром будет пользоваться спросом. «Я думаю, что население будет смотреть на китайские автомобили. «Китаец» — это не роскошь, а средство передвижения, а остальные авто, судя по всему, становятся именно роскошью», — сообщил Куранов. По словам руководителя отдела продаж «Chery-центра», сильно стоит и вторичка. «Я езжу на разведку на авторынок и вижу, что там есть люди, которые продают свои машины с мощными движками: стоят BMW, Porsche Cayenne. Бензин дорожает, налоги большие, содержать машину дорого. Спрашиваешь, почему продают, и отвечают, что причина простая — машина становится роскошью, а не средством передвижения», — поделился он наблюдениями.

Некоторую надежду на улучшение видит аналитик Дмитрий Баранов, который указывает на то, что по уровню автомобилизации Россия отстает не только от мировых лидеров, США и Японии, но и от многих других стран: «Нашему рынку есть куда расти. Не исключено, что эти изменения уже будут заметны, начиная со второй половины года, когда спрос начнет увеличиваться, и эта тенденция будет лишь укрепляться, то есть показатели продаж автомобилей в 2015 году в России могут оказаться лучше показателей 2014 года».

Более пессимистично настроены в «Акосе», где считают, что падение рынка в 50% так и сохранится в этом году. «Что будет с ценами, не известно, все зависит от производителей, от того, насколько они готовы терпеть убытки. Курс доллара вырос в два раза, и надо либо повысить цены в два раза и вообще ничего не продавать, либо повысить хотя бы на 20 процентов и продать хоть что-то. В два раза пока точно никто не поднял цены», — сказал Котляров. Что касается «антикризисных мер», компания не делает никаких предложений покупателям, «потому что это бесполезно».

По мнению Зубарева, в ближайшие годы большинство автодилеров будут бороться за выживание. «Основную тенденцию на 2015 мы наметили в конце прошлого года: мы не строим долгосрочных планов, все решения принимаем поквартально. При том, что АЕБ прогнозирует в 2015 году снижение на 24 процента, я думаю, реальное сокращение рынка будет в два раза больше, — уверен собеседник газеты. — Пострадает в первую очередь спрос на автомобили среднего ценового сегмента. Продажи премиум брендов будут, скорее всего, продаваться чуть лучше даже при падающем рынке».

Как считает владелец ТТС, даже по самым оптимистичным прогнозам понадобится несколько лет, чтобы вернуться к показателям 2014 года. «При этом падение продаж, начатое в январе-феврале, — это только начало, пик рецессии еще впереди», — прогнозирует он.

Эльвира Вильданова, Виктор Османов, Рустам Ахметгареев, Владимир Казанцев фото: Сергей Елагин

Как менялась цена на автомобили за последние месяцы в казанских автосалонах (по данным экспертов авторынка)

b1.jpg

b11.jpg

b2.jpg

b22.jpg

hyundai-price.jpg

kia-price.jpg

renault-price.jpg

http://www.business-gazeta.ru/article/128213/

Вернуться ко всем новостям
Загрузка...

Спасибо, заявка принята!

В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер

Спасибо, данные успешно отправлены!

Ваше мнение очень важно для нас.

Спасибо, за обращение!

В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер