Персональные настройки
ВКЛ. ВЫКЛ.

Вы можете настроить информацию на сайте исходя из своих интересов.

Сбросить или изменить настройки можно в любой момент на текущей панели.

В выключенном состоянии настройки не активны.

5 колесо: Итоги автомобильного рынка России в 2014 и прогноз на 2015



Подводя итоги 2014 года, большинство экспертов и участников конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы» (Москва, 3 марта 2015 г.) сошлись на том, что нынешний кризис будет более долгим и более жестким, чем предыдущий. А, давая прогнозы на будущее, были предельно осторожны в цифрах. Многие признавали, что в данной ситуации строить прогнозы вообще не имеет смысла — слишком велика волатильность. Представители компаний-лидеров авторынка, приглашенные организаторами мероприятия для того, чтобы поделиться опытом успешной работы, были достаточно открыты, но при этом предупреждали: одинаковых рецептов абсолютно для всех сегодня не существует

Открывая конференцию, директор компании «АВТОСТАТ» Сергей Целиков сравнил российский авторынок с общемировым. Основной постулат: несмотря на кризис, авторынок РФ по-прежнему привлекателен для многих производителей, потому что он большой. Из двухсот с небольшим стран в мире наш рынок — в первой десятке. И в этой первой десятке рынки в основном растут. В России на начало года — 284 автомобиля на 1000 жителей — показатель, близкий к некоторым восточно-европейским странам. Однако если посмотреть показатель 1 автомобиль на «домохозяйство» (в отличие от семьи, «домохозяйство» может быть из 1 человека, живущего самостоятельно, а может из 2-3-5 чел.) — очевидно, что авторынку России есть куда расти. На 52 млн домохозяйств у нас 40 млн автомобилей. Формально, математически — почти в каждом домохозяйстве есть автомобиль. Но реально имеют автомобиль только половина из них. Из этой половины 34% имеют 1 автомобиль, в 13% семей — 2 автомобиля, 3% — три и более, 0,5% — четыре и более автомобилей. Еще один тренд на рынке — поскольку в нашей стране мало автомобилей выбраковывается, даже несмотря на склонность экономики к кризисам, автопарк России будет прирастать и страна скоро догонит Германию, а парк станет самым крупным в Европе.

Что касается текущего кризиса на авторынке, то в конце 2014 года компания «АВТОСТАТ» делала многофакторный анализ, пытаясь оценить, какие факторы в большей степени влияют на автомобильный рынок. Один из главных факторов — цены на нефть, корреляция по году получилась достаточно высокая. «Мы 14 лет жили в «коридоре» при цене доллара от 27 руб. до 33 за доллар. И только в 2014 году произошел этот лавинообразный скачок курса доллара и он ушел пока в никуда… Думаю, что именно этот фактор будет в ближайшем будущем больше влиять на все, что будет происходить на рынке», — считает Целиков. Сегодня, строя прогноз по продажам в 2015 году, эксперт склоняется к самой минимальной планке продаж — к той, что называется «шоковой»: «Я ожидаю очень тяжелый год, прогноз продаж — от миллиона до полутора». В настоящий момент, по мнению Целикова, можно выделить три основных значимых тренда. Первый — срок владения авто, который будет увеличиваться: в ближайшее время многие люди продолжат ездить на тех же автомобилях, на которых ездили. Средний срок владения с 4,5 года может перевалить за 5 лет. Второй тренд - явление «дауншифтинг», когда владельцы авто как бы снижают для себя планочку «статусности» в потреблении, и те, кто ездил на Audi или Mercedes при смене автомобиля выбирают автомобиль на порядок ниже своего привычного ценового диапазона. Третий тренд связан с сервисом и ремонтом: клиент начинает искать альтернативу дорогому официальному сервисному центру.

diagr002.jpg

Олег Мосеев, вице-президент РОАД, уверен, что в макроэкономическом масштабе нефть в 20 долларов за баррель — это для России благо, потому что только низкие цены на нефть заставят экономику каким-то образом перестроиться. Но, говоря о текущей ситуации на авторынке, и, сравнивая ситуацию с кризисом в 2009 году, вице-президент РОАД напомнил, что в 2009, когда не было столь катастрофичного снижения реальных доходов населения, как сейчас, рынок упал на 50%. Сегодня на процессы девальвации накладывается существенное подорожание основного продукта — автомобиля. Состояние на финансовом рынке убивает рынок кредитов, потому что ставки 23% и выше являются практически запретительными, и вымывание рынка за счет этого фактора будет существенным. РОАД сейчас активно работает с профильными министерствами Минпромторгом и Минэкономразвития, и есть надежда, что правительство скоро примет программу льготного кредитования со ставкой до 15%.

Предполагается, что данная правительственная программа субсидирования кредитных ставок поддержит рынок в 2015 году примерно на 200 тысяч автомобилей. Плюс добавится 10 тыс. машин — в рамках тестового проекта по лизингу для физических лиц. Если этот тестовый проект покажет положительную динамику, то ко второму полугодию правительство может существенно увеличить цифру по лизингу. Весомым фактором в 2015 году становится повышение стоимости владения машиной. Это и сервисные услуги дилеров, и безумные страховки, платные паркинги в мегаполисах, повышение налогов на владельцев транспортных средств. Необходимо время, чтобы привыкнуть к новым ценам. А пока часть клиентов на авторынке переориентируется на сегмент б/у.

По 2015 году Мосеев прогнозирует продажи в районе 1,38 млн шт. (если программы льготного кредитования не будет — минус 200 тыс. шт.). Под угрозой банкротства в 2015 году будут находиться до 30% дилеров (из 4397 по состоянию на 1 января 2015 г.). С рынка уйдут более слабые игроки, центры закроются, но какие-то автосалоны просто поменяют хозяев и вывески. С одной стороны 30% банкротств — экономически обоснованная цифра при ожидаемых объемах рынка, но с другой — вслед за банкротством трети дилерских сетей в России потянутся банкротства банков, у которых просто не хватит капитала, чтобы покрыть убытки, и они не смогут выполнять нормативы ЦБ. Поэтому цифра 30% — скорее гипотетическая…

Продолжится сегментация рынка по брендам, это очевидно. Мосеев уверен, что сохранят свои позиции на локальном рынке концерн Nissan (вместе с брендом LADA), Hyundai/Kiа и Volkswagen. Оставшиеся бренды либо займут свои ниши, и в этих нишах будут присутствовать, либо уйдут, как ушли SEAT и Dodge, которые не были достаточно сильно представлены на рынке. Пока непонятно, что будет с GM (гораздо позже полученная информация показала, что GM готов частично пикинуть российский рынок) и Ford. Пока позиция производителей не говорит о том, что они собираются бороться за этот рынок.

Не исключено, что премиальные бренды в этом году свою долю на рынке даже увеличат: в кризис богатые становятся только богаче, а бедные — беднее. А пресловутый «дауншифтинг» скорее будет касаться среднего сегмента и пересаживания с верхнего среднего ценового сегмента в нижний средний.

diagr003.jpg

Владимир Мирошников, директор по развитию компании «РОЛЬФ» поделился опытом и рассказал, благодаря чему его компания неплохо чувствует себя даже в кризисный год. С учетом уроков прошлого кризиса, к новому здесь подготовились заранее: провели глобальную реструктуризацию: сократили число юр. лиц до четырех, и, соответственно, получили сокращение документооборота, оптимизацию бухгалтерии, сокращение количества расчетных счетов. Перевели долги в рубли в 2013 году, благодаря чему избежали убытков от динамики курса в 2014 году; перевели главный офис на площади поскромнее; завершили недострой; «уплотнили» имеющиеся центры, дополнив их новыми брендами; реализовали стратегию развития премиальных брендов (в 2008 доля премиальных брендов в портфеле компании была 4,5%, в 2014 она увеличилась до 18%); реализовали стратегию кумулятивной маржи; увеличили продажи автомобилей с пробегом; внедрили новые финансовые продукты; разработали и приступили к реализации стратегии корпоративных продаж. Все это вместе взятое позволило компании даже в кризисное время стать лидером во всех видах деятельности.

Вячеслав Зубарев («ТрансТехСервис») полагает, что в 2015 году рынок упадет на 50% и более. Его принципиальное мнение, что кризис будет затяжным, и в регионах он будет более ощутимым. В своем докладе «Региональный взгляд на рынок легковых автомобилей в России» он сначала выделил главные отличия регионального рынка от московского: меньшие продажи на 1 ДЦ; ниже уровень доходов у населения и, как следствие, — ниже прибыль одного ДЦ, несмотря на меньший объем инвестиций (из-за стоимости земли); больший срок окупаемости; большая уязвимость к кризисным явлениям. В кризис 2008-2009 годов, когда продажи в РФ упали на 51%, в регионах падение было значительно ниже: в Башкортостане (-60%), в Удмуртии (-59%), в Татарстане и Чувашии — (-57%). Из восьми крупных холдингов в указанных регионах четыре кризис не пережили. В регионах, считает Зубарев, автобизнес более волатильный, опасность его потерь гораздо выше.

Еще в 2011 году Зубарев предлагал некие рецепты для авторынка. Со стороны дистрибьюторов: снизить затраты дилеров на строительно-монтажные работы, отделку, мебель, специнструмент, на первоначальный запас запчастей. В малых городах он предлагал пойти по пути существования мультибрендовых или сблокированных автоцентров — как сателлитов более крупных дилерских центров в близлежащих крупных городах. От дилеров в условиях кризиса требуется повышение экономической эффективности за счет дополнительных видов деятельности — развитие сервиса, развитие финансовых услуг, развитие направления автомобилей с пробегом, качественное бизнес-планирование с реалистичными сроками и условиями окупаемости.

По сравнению с кризисом 2008 года в регионах появились новые угрозы для дилеров — развитая сеть независимых сервисных центров и магазинов запчастей, политика дистрибьюторов, уравнивающая условия закупок запчастей официальными и неофициальными дилерами. Текущий кризис более долгосрочный, а затратная часть компаний больше, чем в 2008 году. Это связано с ростом налогов на землю и недвижимость, с существенным ростом кредитных ставок, в основные средства вкладывается больше инвестиций. Доходность начала снижаться уже в 2014 году, частично это спровоцировано избыточным количеством дилерских центров.

Возможности получения доходности при текущей рыночной ситуации Зубарев видит в гарантийном сервисе и оригинальных запасных частях, развитии альтернативного сервиса и альтернативной продажи запасных частей, а также в развитии направления автомобилей с пробегом.

Свое видение текущей ситуации на авторынке высказал Сергей Савицкий («Атлант-М»). Что происходит? Сокращается поток входящих контактов на 20-60% (большой разбег в процентах, так как в разных городах ситуация разная). Сокращается количество контрактов. Резко сократился поток клиентов на сервис. Резко сокращается поток доходов. А в результате изменилась модель бизнеса дилера. Резко сократился доступ к капиталу и заемному финансированию, а там, где он остался, выросли процентные ставки. Устойчивость бизнес-модели дилера определяется двумя факторами внешним (динамика спроса) и внутренним (способность привлечь финансирование). Сегодня ситуация на рынке у каждого дилера индивидуальная — и значит, каждый должен выстраивать свою стратегию. Рецепт у каждого должен быть свой.

Савицкий предлагает, в первую очередь, ответить на три вопроса — «Какая стратегия у всего портфеля?», «У отдельных бизнесов?», «У отдельных направлений?». В глобальном масштабе Россия находится на стадии, когда рентабельность продаж новых автомобилей близка к нулю, и к этому надо привыкнуть. Но есть рынки, в которые инвестировать сегодня гораздо легче, чем в России — в частности, Белоруссия. Что касается стратегии бизнес-единиц, здесь все индивидуально. У каждого есть возможность выхода с рынка и есть (хоть и непростая) возможность перепрофилирования бизнеса. Экспансия сейчас вряд ли возможна, считает Савицкий. Кто-то выбирает стратегию инноваций, в этом плане сейчас многие экспериментируют по автомобилям с пробегом. Но все это — в долгосрочной и среднесрочной перспективе. А сейчас надо сокращать дебиторскую задолженность, формировать новую систему в области закупок и управления запасами, необходимы инициативы в области улучшения управления персоналом и повышения эффективности продаж.

Александр Штода, Lifan Motors Rus, выступил с докладом «Китайские бренды на российском рынке: стратегия и тактика». Он рассказал об особенностях ведения китайского автобизнеса, о том, какова стратегия поведения на новом рынке не только у компании Lifan, но практически у всех китайских брендов. В этой стратегии, если присмотреться, есть многое, чтобы пережить нынешний кризис в России лучше многих других сегментов (если условно выделять «китайцев» в отдельный сегмент). Как правило, китайский бренд заходит на новый рынок в дешевом сегменте, а потом на протяжении 5-15 лет стремится попасть в сегмент самых массовых и самых продающихся. Общее, что роднит всех «китайцев» — их много (около 300 брендов, практически в каждом крупном городе Китая выпускается свой автомобиль). Они не зацикливаются на уникальности дизайна не потому, что любят заимствовать чужие идеи, а просто потому что постоянно находятся в поиске новых идей. В период захода на новый рынок — у них сверхгибкие стандарты (стул в офисе синего цвета, бейджик зеленого — это не важно), важнее, как продвигается продукт. Маркетинг «китайцев» понимает, что в первую очередь они должны удовлетворить клиента, а не отдел продаж. В кризис они могут наплевать на имидж и не заниматься единообразием салонов — т.к. это минус в продажах. Многие компании из Поднебесной молоды, и значит, бюрократический аппарат в них еще не сложившийся, поэтому способны динамично реагировать на изменения. Китайцы не считают зазорным строить заводы где-нибудь в Перу или Уругвае, если это может дать лишних 100 тыс. продаж. Штода упомянул, что у многих китайских компаний, пришедших на российский рынок, сегодня есть главное преимущество перед многими другими брендами — деньги, которые они заработали за предыдущие 10-15 лет. Большой капитал помогает переживать кризисы и поэтапно закрепляться на новом рынке. Об узнаваемости бренда они начинают задумываться, как правило, уже на стадии, когда продукт на рынке пошел настолько хорошо, что стало возможным построить собственный завод на новой территории. Что касается качества, на которое часто кивают россияне, критикуя автомобили китайских брендов, то в Поднебесной последнее десятилетие прошло под лозунгом наращивания производства, а с 2010 года работа над улучшением качества продукта возведена чуть ли не в ранг государственной задачи: открыт даже научно-исследовательский институт, где проводятся испытания автомобилей и ведется разработка собственных концепций. Поэтому, завершил свое выступление Штода, к 2020 году китайские автомобили по качеству могут быть не хуже, чем корейские.

diagr004.jpg

Алексей Волков (НБКИ) выступил на конференции с докладом «Автокредитование. Торможение или разворот?». Он говорил о том, что выдача автокредитов сокращается: в 2013 году на заемные средства покупалось 48% автомобилей, и банковский бизнес рассматривал автокредиты в качестве одного из главных драйверов своего роста. Но в 2014 году было уже в среднем 40,5% (в конце 4 квартала — 35,5%), а ситуация сегодняшняя вообще выглядит достаточно пессимистично.

Волков признает, что ничего хорошего в сфере выдачи автокредитов сейчас не происходит. Банкиры посчитали январские цифры: по сравнению с январем 2014 года падение по количеству выданных кредитов составило 53%, то есть более чем вдвое. Впрочем, январь не показателен. Январское падение можно связать с эффектом шокового декабря: в декабре многие банки в принципе остановили выдачу автокредитов, кто-то восстановил их выдачу через неделю, кто-то через две, а кто-то до сих пор не восстановил.

В целом банкиры достаточно пессимистичны по своим прогнозам на 2015 год. Они полагают, что по необеспеченным кредитам двукратное падение по отношению к 2014 году сохранится. А по обеспеченным будет падение в районе 20-30%. Сегодняшняя ситуация по автокредитованию характеризуется отсутствием стратегии, отсутствием стабильности (когда один месяц ставки повышаются, другой — понижаются), непонятной ситуацией со стоимостью фондирования. Сейчас время стратегических решений — пересматриваются тактики, условия. Что делают банки по улучшению качества автокредитования? Скоринг бюро (прогноз дефолта на основе кредитной истории заемщика), учет долговой нагрузки (сопоставление доходов и имеющихся кредитных обязательств), учет данных о членах домохозяйств (поиск связанных заемщиков и учет их кредитной истории).

Александр Колошенко «Тойота-Банк» в своем докладе рассказал, на чем строят сегодня свою работу финансовые учреждения такого сегмента, как Auto Captive Mission. Колошенко отметил, что от цены на нефть зависит не только авторынок, но и фондовый, и многое другое. Все настолько взаимосвязано, что при цене 40 долларов за баррель продажи автомобилей — продается 1 млн автомобилей, при 50 — 1,2 млн, при 60 — 1,3 млн. На примере прошлых кризисов финансисты сделали вывод, что кризисный спад на авторынке идет примерно шесть месяцев, а восстановление — девять-двенадцать месяцев. Если наложить все эти наблюдения на сегодняшнюю ситуацию хотя бы чисто технически, то можно ожидать, что наиболее тяжелым месяцем на авторынке будет май, а потом нас ждет в течение 9 месяцев медленное восстановление. Колошенко также нарисовал перед присутствующими некую картину так называемой «кэптивной» индустрии. Во-первых, все банки, работающие сегодня в этом бизнесе, очень хорошо обеспечены капиталом. У многих нормативы по капитализации превышают 20%. И это значит, что они в принципе довольно хорошо стоят на ногах и могут пережить кризис, и резко нарастить портфели, если это потребуется. Многие смотрят на «кэптивные» банки как на источник низких процентных ставок, но это не так. Колошенко видит их миссию в другом:

  • Поддержание продаж своего бренда
  • Доступность ликвидности («мы не гарантируем ставку, но мы гарантируем ликвидность»)
  • Прозрачное ценообразование
  • Специальные ставки по кредитам
  • Поддержание цикла продаж (самое главное)

«Все смотрят на нас как на источник низких ставок, но это не так. Наша главная миссия — сделать так, чтобы клиент возвращался в дилерский центр. Это достигается за счет определенного взаимодействия с клиентом и дилером, в том числе через продажу с остаточным платежом…» — считает представитель «Тойота-Банка».

Татьяна Форнасова, руководитель премиум-сегмента «РОЛЬФ» на конференции выступила с докладом, приоткрывающем секреты успеха ГК «РОЛЬФ» даже на падающем рыке: компания показывает рост продаж с 2009 года. Если смотреть разбивку на массовые и премиальные, то в целом в 2014 (по сравнению с 2013 г.) продажи новых авто выросли на 14,41%, премиум — на 35,31%. И это характерная для рынка ситуация, потому что премиум чувствует себя увереннее. В свое время ГК «РОЛЬФ» попыталась учесть уроки кризиса 2008 года. На уровне стратегии — начали с пересмотра кредитного портфеля. Поставили цель — перевести валюту в рубли, сделать деньги максимально длинными и сравнительно дешевыми. Второй урок из кризиса — заметив, что премиальный сегмент более устойчив к изменению экономической ситуации, в стратегии четко прописали — нарастить долю премиального сегмента. Третий приоритет назвали условно «коммунальная квартира»: максимальное использование имеющихся площадей для максимально возможного числа брендов. Теперь у «РОЛЬФа» есть опыт, когда два и даже три бренда соседствуют вместе. Четвертый приоритет — кумулятивная маржа, суть которой максимальное увеличение доходности с одного продаваемого автомобиля по четырем видам доходности (маржа непосредственно с нового автомобиля, с трейд-ин, с финансовых услуг (в т.ч. кредитования) и маржа с продажи дополнительного оборудования.

На первое место поставили вопросы эффективности (во всех направлениях). Приняли за основу тезис, что кризис — в головах, и паникерские настроения только усугубляют действие кризиса. Попробовали быть конструктивными. Поставили себе цель — лидерство в продажах: чем больше продаешь, тем больше клиентов к тебе приедет на сервис. Создали единый call-центр на входящие звонки. Минимизировали потери: обеспечили прием 96% звонков. Внедрили 100% прослушки всех целевых (непосредственно идущих в отдел продаж) входящих звонков. За счет «разбора звонков» свели к минимуму число некачественной отработки (звонок, не окончившийся личной встречей с клиентом либо договоренностью о дальнейшем личном контакте). С точки зрения маркетинга перестали смотреть на косвенные показатели, а оставили только два: количество первичных звонков — количество повторных покупок. Это позволило понять, стоит ли вкладывать деньги в наружную рекламу, занимаясь печатью макетов в прессе и имиджевой рекламой. Решили, что задача импортеров – вкладывать в бренд, в его имидж, задача же дилеров — вкладывать в трафик. До 30% маркетинговых затрат сразу ушло и увеличился поток входящего трафика.

Следующее направление, сработавшее на рост продаж — партнерство: программа «Спасибо» со Сбербанком, затем с сетью Мега, с платежной системой VIZA, с системой Master Card — на взаимовыгодных условиях «ты — мне, я — тебе» (система дисконтов, бесплатный доступ к их клиентским базам).

Еще один шаг — завоевание молодой аудитории: нестандартные способы, интересные проекты. Внедрили новую систему мотивации продавцов-консультантов, новую систему мотивации для мастеров в сервисной службе (уход от нормо-часов, мотивация на конечную маржинальность).

«РОЛЬФ» был пионером на рынке по вычислению индекса NPS среди своих клиентов: запустили свой опросник, обзванивали клиентов. Продумали систему CLM (контакты с клиентами по 16 точкам контакта в течение 3 лет после продажи автомобиля.

У «РОЛЬФа» сегодня есть своя программа лояльности, принцип ее не дисконтный, а бонусный. Клиенты поощряются за приглашение друзей, за семейное обслуживание и за многое другое. «Досуг на СТО». Пока клиент ждет в сервисном центре (который за МКАД) — к его услугам внедорожная трасса, салон красоты, кинотеатр с удобными креслами, вертолетный центр. А результаты — только по 2014 году: по Audi продажи выросли на 3%, по Mercedes-Benz — на 24%, Lexus — на 24,2%, Toyota — на 2,6%, Land Rover — на 39,3%.

diagr005.jpg

Татьяна Малыгина, компания «АВТОСТАТ», доклад «Потребительские предпочтения на автомобильном рынке». «АВТОСТАТ» с 2013 года проводит исследования потребительских настроений и предпочтений на автомобильном рынке. Сегодня компания проводит онлайн и телефонные опросы автовладельцев, а также опросы экспертов автомобильной отрасли. В распоряжении компании панель автовладельцев, насчитывающая более 150 тыс. человек, экспертная панель — более 300 экспертов и более 2,5 тыс. руководителей и специалистов дилерских центров. Второй год подряд мы выпускаем отчет «Предпочтения российских покупателей на автомобильном рынке», который подготовлен исключительно на данных опроса автовладельцев. В ноябре 2014г., изучая предпочтения, специалисты компании опрашивали владельцев новых автомобилей (2009-2014 годов выпуска), нам удалось охватить более 30 самых популярных брендов российских продаж. Выборка составила около 2 тыс. респондентов, не менее 50 анкет на каждый бренд. Предмет исследования — что для покупателя важно, из каких источников он черпает информацию об автомобиле, насколько привлекательны для него подарки и спецпредложения дилеров и какие из них вызывают больше положительных эмоций. В ходе анализа полученных данных мы рассчитали множество индексов: по 16 показателям был рассчитан индекс удовлетворенности автомобилем, по 11 пунктам — индекс удовлетворенности обслуживанием в дилерском центре. По каждому бренду был определен индекс потребительской лояльности (NPS) и многие другие. Пристальное внимание было уделено определению перечня страхов и опасений, которые испытывают автовладельцы при обращении на сервисный центр дилера. Мы выяснили, что 56 % автовладельцев не доверяют работе сервиса официального дилера и при обращении на сервисный центр испытывают ряд опасений.

В августе 2014 года мы проводили экспресс-опрос: «Автомобиль мечты российских автолюбителей».

В конце февраля 2015 года совместно с AVITO.ru специалисты «АВТОСТАТ» провели опрос «Планы по покупке автомобиля в 2015 году» — чтобы изучить причины, из-за которых автовладельцы, желавшие приобрести автомобиль в 2015 году решили отложить свою покупку. Статистика ответов показала: рост цен на автомобили (цены сейчас сильно завышены) останавливает от покупки 39% автолюбителей, нестабильная ситуация в стране заставляет отложить покупку 36% респондентов, высокие кредитные ставки — 11%, финансовые трудности (испытывает каждый десятый), 4% указали, что отказались от покупки в связи с потерей работы. Опрос коснулся и финансового положения россиян: 49% респондентов сказали, что за последние 2-3 месяца оно ухудшилось. На основе этих и ряда других проведенных исследований эксперты компании сделали вывод: меняется отношение российских автовладельцев к покупке нового автомобиля. Люди начинают более рационально подходить к покупке нового автомобиля и внимательно оценивают свое финансовое положение. 27% автолюбителей, принимавших участие в опросе (февраль 2015 года) указали, что готовы отложить или даже отказаться от покупки автомобиля при ухудшении экономической ситуации в стране.

diagr006.jpg

Сергей Удалов, компания «АВТОСТАТ» в своем выступлении отразил сегодняшние реалии на рынке LCV. Парк LCV в России составляет сегодня 3,94 млн шт., из них меньше миллиона — принадлежит юридическим лицам. В основном это небольшой частный бизнес, и поэтому ситуация на этом рынке отличается от той, что на рынке легковых и от тяжелой техники. По мере того, как ситуация на рынке новых LCV ухудшается, меняется и соотношение между юрлицами и физическими лицами. Ситуация на рынке автомобилей с пробегом достаточно стабильная. Возрастная структура парка LCV отличается от той, что на рынке легковых. Здесь автомобилей старше 10 лет — 58,7%. Таким образом, потребность в замене автомобиля на новый, для тех, кто активно эксплуатирует коммерческую технику, большая. Как и на рынке легковых, здесь имеют значение средние сроки владения.

Что касается динамики по этому сегменту на рынке, на графиках заметно, что сильное падение началось еще в августе 2014 года. Но когда началась программа утилизации — динамика пошла в обратную сторону. Из современных трендов — глядя на основных покупателей этого сегмента, очевидно, что сегодня неплохие возможности для лизинга.

Что касается прогноза рынка LCV до 2018 — понятно, что в современных условиях и текущей экономической ситуации делать такой прогноз сложно (все слишком привязано к курсу нефти, к ситуации с рублем и долларом и к политической обстановке), тем не менее, какие-то ориентиры для себя рисовать все-таки нужно. По среднему сценарию (c учетом того, что есть и оптимистичный, и пессимистичный варианты), в 2015 году рынок LCV будет на уровне 105 тыс. шт.

diagr007.jpg

Андрей Топтун, компания «АВТОСТАТ» в своем докладе акцент сделал на рыночной ситуации в сегменте тяжелых грузовиков. Эксперт проследил ситуацию с динамикой развития на рынке среднетоннажных грузовиков за 8 лет. Рынок даже после кризиса 2008 года до 2014 года так и не набрал докризисных объемов. Падение в данном сегменте идет с конца 2012 года и продолжается. Если сравнивать долю отечественных и импортных грузовиков, при том, что в ТОП-10 лидируют отечественные автомобили, заметна тенденция к тому, что иностранные бренды свои доли наращивают. Другая тенденция: как только экономическая ситуация в стране ухудшается, физические лица замедляют свою активность на рынке. Это происходило и в 2009-2010 году, это происходит и сейчас. Эксперты сделали прогноз рынка по среднетоннажным грузовикам до 2019 года, в основу закладывая цену на нефть 55-60 долларов за баррель). Однако и здесь, как в ситуации с легковыми и LCV, поскольку предсказать политическую ситуацию и цены на нефть невозможно, возможных сценариев несколько (худший рассчитан, исходя из цены на нефть 40 долларов за баррель).

Ситуация по тяжелым грузовикам в целом пока такова: в 2014 продажи их упали на 22% до 60,7 тыс. шт. Это уровень примерно 2006 года, то есть им есть куда падать. Эксперты отмечают на данном рынке такую тенденцию: многие иностранные бренды «проваливаются», существенно проваливаются китайские бренды. Лидеры рейтинга — KAMAZ и MAN.

Марина Петрикина, компания «Соллерс», выступила в качестве содокладчика по теме «Взгляд производителя легких коммерческих на текущую ситуацию и тенденции на рынке». Она отметила, что рынок коммерческого транспорта в целом и LCV в частности максимально чувствителен к различным экономическим колебаниям. Прогнозировать на 2016 год — дело неблагодарное. Но в целом компания пока оптимистично смотрит в будущее, и верит, что экономика России восстановится. «Мы ориентируемся в том числе и на ожидания ВВП крупнейших международных аналитических агентств, которые в долгосрочной перспективе все-таки ожидают, что негативный тренд сменится. Второй аргумент — безусловно, парк легких коммерческих очень старый и на продажи даже наших флагманских моделей UAZ это влияет очень сильно. Потому что, условно «буханка» может ездить очень долго, но рано или поздно и ее нужно менять, потому что она может прогнить насквозь. Еще один дополнительный тренд, от которого мы ждем воздействия даже на наши продажи (хотя мы не представлены в сегменте дистанционной торговли), но у нас большие планы, у нас есть внутренняя стратегия — это интернет-торговля...»

Сейчас все автопроизводители ждут результатов марта и надеются, что будет как минимум какая-то ясность. Есть надежда, что правительство предпримет ряд мер. Пока же волатильность очень высокая, и можно пересматривать прогноз чуть ли не каждый день. Так, свои производственные показатели «Соллерс» намерен пересматривать каждый месяц. Есть надежда на то, что правительство предпримет ряд мер. Понятно, что когда курс доллара-рубля скакал, министрам было не до развития автомобильной промышленности, но сейчас к проблемам авторынка вернулись — потому что есть моно-города и нужно очень быстро адаптироваться.

http://5koleso.ru/articles/novosti-kompaniy/itogi-avtomobilnogo-rynka-rossii-v-2014-i-prognoz-na-2015

Вернуться ко всем новостям
Загрузка...

Спасибо, заявка принята!

В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер

Спасибо, данные успешно отправлены!

Ваше мнение очень важно для нас.

Спасибо, за обращение!

В ближайшее время с Вами свяжется наш менеджер